Ищенко Валентина Мефодиевна

Ищенко Валентина Мефодиевна
Родилась 23 февраля 1918 года в Киеве.

Певица.
Заслуженная артистка Коми АССР (1960).

В 15 лет пошла работать и начала петь в художественной самодеятельности. До войны успела закончить три курса вокального отделения Киевской консерватории. С начала войны оказалась в оккупированном Киеве. Искала работу и ее взял уборщицей и официанткой хозяин маленького ресторанчика. Когда работала, напевала разные песни. Её услышали и узнав, что она студентка консерватории, помогли устроиться в музыкально-драматический театр в Полтаве. Потом был театр в Харькове, побывала и в Германии. Там, в советской зоне, ее и застал конец войны. В 1946 году вернулась в Киев, и на следующий же день была арестована, осуждена по ст. 58 и этапирована в Воркутлаг.
После освобождения в 1952 году в течение двух лет ей было запрещено петь в связи с запретом работать в «идеологическом» учреждении.
В 1955 году в период политической «оттепели» начинает концертную деятельность и уже в 1960 году, ей, первой в республике из не реабилитированных работников культуры, присвоили звание заслуженной артистки Коми АССР.

В течение 25 лет являлась ведущей солисткой труппы Сыктывкарского музыкального театра.

Ушла из жизни 7 ноября 2014 года.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Маргарита («Фауст»)
Парася («Сорочинская ярмарка»)
«Русалка»
«Корневильские колокола»

Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ www.kino-teatr.ru.
Валентина Ищенко (II) фотографии
Увеличить
Валентина Ищенко (II) фотографии
Увеличить

перейти в фотоальбом

ПУБЛИКАЦИИ

ЗАПОЛЯРНАЯ ДРАМА...

...О напряженности обстановки в театре можно составить представление также по случаю с певицей Валентиной Мефодьевной Ищенко, недавно принятой в труппу. Жила она в одной кабине с В.Г. Токарской, которую часто навещал А.Я. Каплер. Токарская, более опытная, не раз предупреждала Валентину об осторожности в разговорах с подругами по сцене. Однажды в доверительной беседе артистка Ирина Брайковская сказала Ищенко, что зубы ей выбили на следствии. Ищенко посочувствовала и заметила: «Я со своим следователем жила мирно». У Брайковской срок был 15 лет, у Ищенко 6 лет.

Вскоре В.М. Ищенко, не дав дорепетировать роль в опере «Русалка», этапом отвезли в Москву. Там стали допрашивать – жила ли она со следователем. Из очной ставки с И. Брайковской стала ясна причина этапирования.

Ищенко удалось доказать, что между нею и следователем ничего незаконного не происходило. Ищенко отвезли обратно в Воркуту, Брайковская в театре больше не показывалась. Через много лет, на гастролях в Архангельске, Ищенко встретила доносчицу, просившую извинения за свой поступок. Возможно, она позавидовала, что у Ищенко срок был меньше, чем у нее, а заодно «выполнила свой гражданский долг» перед оперчастью...


... Недавно после маленького концерта на банкете мы попросили Валентину Мефодьевну Ищенко хотя бы вполголоса, не выходя из-за стола, спеть, так называемую «песенку опьянения», из оперетты «Перикола».

Валентина не заставила себя упрашивать и тихонько запела. Всех нас поразили ощутимая сила, чистота голоса и заразительный темперамент исполнительницы. Колокольчиком звенел озорной смех перед протяжной фразой «Об этом – ни слова...», артистка вся преобразилась. Молодо блестели глаза, никто не смел подумать, что певице уже около восьмидесяти лет. Голос звенел и лился, очаровывая и поражая нас, свидетелей этого чуда, хорошо знавших, но давно не слышавших непревзойденную солистку Коми республиканского музыкального театра, которая, уверен, могла бы оказать честь самым лучшим оперным сценам страны или зарубежья.

Неизменный артистизм, великолепные природные голосовые и внешние данные, музыкальность неразрывно проявлялись во всем, что исполняла Ищенко. С первых шагов на сцене знатоки пророчили ей блестящее будущее.

Подняв молодую певицу на руках после успешного исполнения ею сложнейшей партии Маргариты в опере Гуно «Фауст», прославленный бас, народный артист СССР Б. Гмыря воскликнул: «Ну, дочка, ждет тебя большая дорога, лишь бы дирижеры попадались хорошие!».

Гмыря не ошибся: Валентине предстояла «большая дорога»..., увы, усеянная шипами пожалуй больше, чем розами.


Жизнь не баловала артистку. Уроженка Киева, она к пяти годам осиротела, а после смерти приютившей ее тетки, с пятнадцати лет начала трудовую жизнь. Девочка любила петь и пела. Полуслепой председатель месткома санатория в Буче, возле Киева, где она работала, выхлопотал ей направление в музыкальное училище в Киеве и небольшое денежное пособие. Девушка вошла в мир искусства.

22 июня 1941 года Валентина закончила третий курс Киевской консерватории, блестяще сдала экзамен по вокалу и стала выступать перед бойцами военного округа. Вскоре, однако, всех молодых артистов направили рыть окопы, а затем – угонять в тыл совхозный скот. В пути их задержали немецкие мотоциклисты.

Валя вернулась в уже оккупированный Киев, в разоренное общежитие. Чтобы не умереть от голода, после поисков работы, устроилась официанткой в одном из маленьких ресторанчиков, открытых к тому времени расторопными кавказцами.

Во время перерыва, делая уборку, Валентина тихонько пела. Услышавший ее случайно любитель посоветовал девушке отправиться в Полтаву, где открывался оперный театр. В нем как раз приступали к репетициям оперы «Фауст». Партию Мефистофеля исполнял Б. Гмыря.

Прослушав поступающую, директор театра, немецкий дирижер, поручил ей партию Маргариты. И не ошибся.


При наступлении Красной Армии театр расформировали, а артистов из Киева отправили в Германию. Там их распределили по отдельным группам обслуживания «остарбайтер» (рабочих, угнанных на работу из России).

После Победы Валентина вернулась в Киев, где вскоре была арестована. Б. Гмырю, говорят, удалось отстоять благодаря заступничеству Н.С. Хрущева.

... Пятьдесят восьмая страшная статья... Шесть лет лагерей... С начала 1947 года заключенная В. Ищенко в Воркутинском музыкально-драматическом театре. Здесь отличные дирижеры Вигорский и В. Микошо; на одних подмостках с Валентиной московский бас Б. Дейнека, ленинградский баритон Т. Рутковский. Вечером рядом на сцене, а ночью - рядом на нарах – московские звезды В. Токарская и Е. Добржанская и другие, бесправные таланты, которых после спектакля под конвоем уводят за проволоку в кишащие крысами и клопами бараки. Но зато все они – на сцене.!

С огромным успехом Ищенко выступает в центральных партиях в опере «Русалка» и в оперетте «Корневильские колокола», в ряде классических и современных оперетт. В последних выявляются прекрасные актерские способности артистки. Публика восторженно принимает ее. Нередко после спектакля, несмотря на запрет, ей доставляют неизвестные почитатели в гримуборную дефицитные в Заполярье цветы.

Как медленно течет время в неволе!.. Но вот до окончания срока остается чуть меньше года. И тут Ищенко и балерину Добржанскую вызывают в оперчасть и предлагают дать согласие ... «на сотрудничество», то есть, стать стукачками.

Обе артистки вежливо отклоняют «лестное предложение», столь далекое от их профессии. Тогда обеих увольняют из театра и загоняют в режимный женский лагерь «Депо-Предшахтная». Здесь вскоре умирает Добржанская.


В 1952 году Ищенко освободили и сразу приняли в труппу театра. Но не прошло двух месяцев, как уволили; нельзя «бывшей преступнице» работать в «идеологическом» учреждении – театре.

Спасибо почитателям таланта артистки: помогли ей устроиться диспетчером АТП. И почти два года затем, позвонив в автохозяйство, многочисленные клиенты слышали мелодичный голос: «Алло, диспетчер Ищенко слушает».

В 1955 году ее все же приняли в театр, но тут она получила разрешение выехать в Сыктывкар, где, являясь ведущей солисткой концертной бригады, получала мизерную зарплату.

В Сыктывкаре вместе с Б. Дейнекой она стала выступать в концертах и лекциях-концертах, пропагандируя классическую музыку, подготавливая почву для открытия Республиканского музыкального театра. В этом действенную помощь энтузиастам оказывала замечательная женщина – просветительница Серафима Михайловна Попова, заместитель министра культуры Коми АССР. Именно ей республика обязана привлечением лучших деятелей искусства из недавних заключенных для создания Республиканского музыкально-драматического театра.

В 1958 году он открылся оперой «Евгений Онегин». Татьяна – В. Ищенко, Гремин – Б. Дейнека, дирижеры В. Каплун-Владимирский и Н. Клаус, также недавние заключенные.

Старожилы Сыктывкара помнят первые триумфальные спектакли музыкальной труппы. Зал был всегда полон. Публика восторженно встречала сразу полюбившихся артистов. Да и как забыть, например, такие колоритные украинские образы, как Одарки и Карася («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского) в ярком исполнении В. Ищенко и Б. Дейнеки?

В операх зарубежных и отечественных композиторов блистала Ищенко. Она же была в национальном репертуаре первой Домной в опере Б. Архимандритова «Домна Каликова», колоритной Марфой в опере Я. Перепелицы «На Илыче».

В классических опереттах «Сильва», «Марица» – заглавные роли, центральные роли в опереттах «Холопка» (Виолетта Леблан), в «Летучей мыши» (Розалинда), Илона в «Цыганской любви», Ганна Главари – в «Веселой вдове» и т.д. Каждое выступление Ищенко в Сыктывкаре или на гастролях в Ленинграде, или других крупнейших городах – это триумфы, цветы, восторженные рецензии.

Она могла уехать давным-давно. Любой театр принял бы столь яркую артистку. Но... в Сыктывкаре она соединила свою судьбу с талантливым деятелем коми сцены, артистом, драматургом, режиссером и художником Эрастом Алексеевичем Поповым. Его мать – Серафима Михайловна – стала Валентине Мефодьевне мудрой и внимательной советницей.

Как-то утром в 1960 году Валентине Мефодьевне позвонил секретарь обкома Н. Рочев и поздравил с присвоением звания заслуженной артистки Коми АССР. Это у нас в республике единственный случай присвоения звания еще не реабилитированному человеку. Но Рочев, С. Попова и З. Панев понимали значение Ищенко для развития искусства в республике.

К сожалению, после «оттепели» другие руководители обкома КПСС и министерства культуры этого не могли понять и сплошь и рядом, вместо помощи, своим грубым вмешательством вредили развитию искусства.

В 1968 году, когда театральный коллектив отмечал 50-летие Ищенко, запретили печатать об этом афиши и пригласительные билеты. И все же юбилей отметили достойно – и труппа, и работники искусства, и публика.

Композитор Яков Перепелица написал музыку к стихам, посвященным артистке и аккомпанировал выступившему с их исполнением солисту театра М. Козлову.

«Пусть на сцену выходит к нам

Всем артистам пример –

Валентина Мефодьевна

В Коми АэСэСэР»


Друг за другом поднимались на сцену многочисленные ценители таланта артистки с цветами и приветственными адресами.

Валентина Мефодьевна своим трепетным, ответственным отношением к любимой работе, трудоспособностью и культурой исполнения являлась в театре постоянным эталоном творческой дисциплины.

Публика шла в театр «послушать Ищенко». Известие, что «сегодня поет Ищенко» было залогом радостной творческой встречи с искусством. Она и в концертах была любимой солисткой. Незаменимой. Создаваемые ею образы были проникнуты жизнелюбием, очарованием женственности, лиризмом, а в других случаях отмечены то чуть заметным мягким юмором, а то запоминающимися характерными чертами, в зависимости от исполняемой роли.

В семидесятые годы Ищенко постепенно переходит на возрастные роли, вроде Чипры («Цыганский барон»), успешно выступает в водевилях и музыкальных комедиях, в первой коми оперетте «Песни к звездам» (музыка Я. Перепелицы, либретто Э. Попова) (вторая редакция – «Ни пуха, ни пера»).

И всегда молодо, чисто звучит бархатистый голос. Четкая дикция, скупой, но всегда органичный жест отличают высокую культуру исполнения.

23 февраля 1983 года музыкальный театр собирался отметить 65-летие артистки и 25-летие ее деятельности на его сцене... Но в последних числах января из обкома КПСС и министерства культуры директору театра указали, чтобы с 1 февраля В.М. Ищенко уволили на пенсию...

Справедливости ради замечу, что обкому очень «помогли» внутритеатральные интриги. Посредственные актрисы всегда завидовали успехам Ищенко. Известно, что человеку могут простить все, кроме таланта. Склочницы не уставали напоминать о «подозрительном прошлом» артистки вышестоящим чиновникам. А последние не разбирались в вопросах искусства и слепо следовали подсказкам завистников.

С тех пор чудесный голос Ищенко не звучал со сцены. Кому принесли вред «бдительные олухи»? Ищенко? Только отчасти, а больше всего людям, народу, который шел в театр, чтобы услышать выдающуюся солистку, ведь равной ей у нас в республике Коми не было и нет. Такой голос, такой талант – это дар Божий. А его надо ценить и беречь.


23 февраля 1998 года Валентине Мефодьевне исполнилось 80 лет! Многих из своих недоброжелателей она пережила, молодо блестят ее глаза, когда она вдруг исполняет что-либо из своего богатого репертуара. Молодо звучит неповторимый голос, увы, не со сцены, украшением которой она была около шести лет в Воркуте и четверть века в Сыктывкаре. Все проходит. Даже на сердце Время зарубцовывает царапины от шипов. А в памяти вечно живут восторженные лица зрителей и алеют цветы, символ благодарности.

А.С. Клейн, А.А. Попов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Воркутинский драматический театр

история театра http://teatr.vorcuta.info  

Основан 8 августа 1943 приказом "Воркутстроя" НКВД СССР как музыкально-драматический театр. Инициатором создания гулаговского театра - "театра за колючей проволокой" - был начальник "Воркутстроя", инженер-полковник М.М. Мальцев. Художественным руководителем стал Б.А. Мордвинов, бывший главный режиссер Большого театра СССР. Открылся 1 октября 1943 в Воркуте премьерой "Сильвы" И. Кальмана, выдержавшей 100 представлений и навсегда оставшейся в памяти воркутинцев одним из символов театра тех лет. Репертуар отличало разнообразие, ставились классические и современные пьесы, оперные спектакли, оперетты, давались концерты. В годы Великой Отечественной войны показывал 600 спектаклей и концертов в год, выпускал в среднем до 30 новых постановок и концертных программ. К 1948 труппа насчитывала около 150 человек, среди них: актрисы оперетты В. Токарская, впоследствии оказавшаяся в Московском театре сатиры, В. Пясковская, Е. Волошина; драматические актрисы К. Рутковская, Е. Михайлова, Г. Сеплярская; певцы Б.Дейнека, Т. Рутковский. Особенной популярностью пользовались Б. Козин, В. Головин, Т. Лещенко. Некоторое время в театре работал известный кинодраматург и литератор А. Каплер. В 1945-1953 годах главным художником был П.Э. Бендель. С 1951 года - драматический.

Театр оперы и балета Республики Коми

история театра

Свою историю музыкальный театр Республики Коми (с 1992 года - Государственный театр оперы и балета) ведет с того памятного дня 26 августа 1958 года, когда в Сыктывкаре состоялась премьера музыкального спектакля - жемчужины русской оперной классики - "Евгений Онегин" П.И. Чайковского.

Первым художественным руководителем театра был великолепный вокалист, актер, признанный организатор Б. Дейнека. Он вместе со своими коллегами и единомышленниками: дирижерами - В.П. Каплун-Владимирским, Н.П. Клаусом, первыми актерами театра В. Ищенко, Л. Седовой, Е. Орловой, И. Бобраковой, Г. Беловым и другими, при поддержке руководителей республики сумел преодолеть трудности периода становления театра и создать сплоченный профессиональный коллектив. Именно это поколение заложило прекрасные традиции актерского мастерства, сочетающиеся с вокальным искусством.

С первых дней своего существования театр стал включать в свой репертуар лучшие образцы мировой оперной, балетной и опереточной классики, произведения советских и современных зарубежных композиторов.

Некоторые постановки театра, такие как "В бурю" Хренникова и "Лебединый полет" Тормиса были удостоены дипломов и наград на Всесоюзном и Всероссийском смотрах музыкальных спектаклей, а создателям балета "Конек-Горбунок" Щедрина (балетмейстер-постановщик - Заслуженный деятель искусств Коми АССР Б. Мягков) была присуждена Государственная премия РСФСР им. Н.К. Крупской.

Гастрольные маршруты театра пролегали по самым разным городам нашей страны. С искусством музыкального театра республики познакомились жители Москвы и Нижнего Новгорода, Твери и Брянска, Кременчуга и Полтавы, Уфы и Оренбурга и др.

С коллективом театра плодотворно работали дирижеры - Заслуженный деятель искусств Коми АССР В.П. Каплун-Владимирский, Н. Клаус, В. Малахов, Заслуженный деятель искусств Карелии и Республики Коми Ю. Проскуров; режиссеры - К. Васильев, И. Орловский, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист Коми АССР Э. Попов, Народная артистка России, Лауреат Государственной премии РК, Заслуженный деятель искусств России И. Бобракова; балетмейстеры - Заслуженный деятель искусств РСФСР, Заслуженный артист Коми АССР Г. Ваховский, Заслуженный деятель искусств Коми АССР Л. Бордзиловская, Заслуженный деятель искусств Коми АССР Л. Флегматов, Лауреат Государственной премии РСФСР, Заслуженный деятель искусств Коми АССР Б. Мягков и другие, поставившие целый ряд замечательных спектаклей.

Театр всегда был богат артистическими индивидуальностями. Гордостью коллектива являются артисты, которые многие годы своей творческой жизни посвятили родному театру. Это Народный артист РК, Заслуженный артист России, Лауреат Государственной премии РК Ю. Главацкий, Народная артистка РК Г. Кузнецовская, Заслуженный артист РК В. Михайлов, Народный артист РК, Заслуженный артист России, Лауреат Государственной премии РК Ю. Фомин; солисты оркестра - Народная артистка РК, Заслуженная артистка РК Э. Беляева, Заслуженный артист РК А. Беляев, Заслуженный артист РК М. Волков, Заслуженный артист РК В. Кожевин; артисты хора - Заслуженная артистка РК Л. Прокопьева (с 1995 года - солистка театра), Л. Козлова, Заслуженный артист РК В. Сальников и многие, многие другие.

1969 год стал знаменательной вехой в жизни нашего коллектива. Театр перешел в новое здание, которое стало базой для дальнейшего творческого роста. Причем это был не просто переход на новую сцену, но еще и переход в совершенно новое качество: театр отделился от музыкально-драматического и стал самостоятельным театральным коллективом. Это активизировало деятельность местных композиторов и драматургов, для которых театр стал своеобразной творческой лабораторией. Уже в 1960 году была поставлена опера Г. Дехтярова "Гроза над Усть-Куломом". В последующие годы на сцене театра шли оперы Б. Архимандритова "Домна Каликова", Я. Перепелицы "На Илыче", оперетты П. Чисталева "Деревенька моя" и Я. Перепелицы "Ни пуха, ни пера", легенда-мюзикл М. Герцмана "Ожерелье Сюдбея", балеты "Войпель" и "Снежная Королева", а также балет Я. Перепелицы "Домна Каликова". Огромный успех выпал на долю первого национального коми балета Я. Перепелицы "Яг-Морт" ("Лесной человек"). Впервые поставленный в 1961 году, этот балет по достоинству считается классикой коми национального искусства.

Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: http://www.kino-teatr.ru/teatr/438/