О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

19 Июля 2013
          В Республике Коми быстрыми темпами развивается тема поддержки деятельности национально-культурных объединений (НКО, НКА). По некоторым данным сегодня в республике проживают представители более 130 национальностей и народностей. Они создают свои национально-культурные объединения. Руководство республики оказывает им реальную помощь.

Структура сотрудничества власти и национально-культурных формирований выглядит так: Глава республики – Правительство республики – Министерство национальной политики республики – республиканский Финно-Угорский культурный центр (ФУКЦ) - Консультативный Совет по делам национально - культурных автономий. В его составе руководители ведущих республиканских НКО (коми, украинцев, белорусов, немцев, армян, евреев, азербайджанцев) – Ассоциация НКО республики, в неё входит 12 республиканских НКО – правления, поветы республиканских НКО – правления, советы местных НКО (городов и населенных пунктов).

Самыми структурированными или как сегодня модно говорить - «вертикально-интегрированными» являются коми и украинские НКО. Хорошо организованы немцы, армяне, евреи, белорусы, татаро-башкиры. Активно формируют свои организации поляки, болгары, чуваши, грузины, дагестанцы и другие. Появилось национально-культурное движение «Русский мир».

Некоторые специалисты в области общественных отношений удивляются возникновению таким формированиям. Они задаются риторическим вопросом: как это может быть, чтобы в Коми республике было сформировано коми-национально-культурное объединение или в России сформировано национально-культурное объединение «Русский мир». Это, то же самое, что скажем, в Украине или в Грузии создать национально-культурную автономию украинцев или грузин или национально-культурную автономию узбеков в Узбекистане и т.д. Однако, факт есть факт. Процесс идет. Идет в связке с Федеральном законом «О национально-культурных автономиях». И этот процесс инициирует, сама власть. К этому можно относиться по-разному. Но по факту, вышеназванная структура связи власти и народа здесь в республике оказывается  эффективной. Энергоцентром является Министерство национальной политики.

В 1991г. после развала советского общества в России стали создаваться национально-культурные организации. Это было волеизъявление народа. Законодатели приняли уникальный закон «О национально-культурных автономиях». Но им не пользовались. Хватало народного энтузиазма.

Прошло двадцать лет. Активисты существенно «повзрослели» и увидели, что на голом энтузиазме и финансовой поддержке организации из семейного бюджета далеко не уедешь. Стал вопрос о серьёзной материальной поддержке движения. Многочисленные спонсоры прошлых лет «по-английски» отошли в сторону, ссылаясь на то, что они и так платят немалые налоги.

Появилось сознание налогоплательщика. Люди стали задаваться вопросом – куда уходят деньги. А события последнего времени связанные с массовым регулярным и нарастающим хищением государственных средств ещё больше укрепили это сознание. Активисты НКО стали задаваться вопросом: - почему они, получив зарплату и уплатив налоги должны из оставшейся зарплаты финансировать расходы общественной организации. Плюс нелимитированное использование личного времени.

Мудрые государственные мужи поняли вектор настроений и то, что поддержка НКО важное государственное дело. В 2011году появилась тема господдержки в виде субсидий на социально-значимые проекты. Сначала это были суммы в десятки тысяч рублей. Но уже в 2012г. Федеральный бюджет выделил на республику 8 млн.руб. На 2013г. эта сума была удвоена за счёт республиканского бюджета. Т.е. появились реальные деньги, о которых так мечтали активисты.

Но оказалось, что их не просто взять. Для этого нужно представить проект и смету. Вроде всё просто. Идей много, но оформить идею должным образом непросто. Не каждый сможет, а практически никто. Нужны специальные знания. Их нет. Нужна учёба. Стали проводить эпизодически. Оказалось недостаточно. Деньги лежат.

Сегодня Миннац Республики Коми активно ищет пути и предпринимает усилия по налаживанию процесса освоения выделяемых средств с участием НКО. Ярким примером является перечень вопросов повестки дня состоявшегося 17.08.13г. заседания Президиума Консультативного совета по делам национально - культурных автономий (НКА) при Министерстве национальной политики Республики Коми в г.Сыктывкаре - столице Коми.
Члены Президиума – представители Правительства и руководители республиканских НКО обсудили и приняли решения по таким вопросам как:

• Об участии национально-культурных объединений Республики Коми в грантовых конкурсах в 2013 году.
Здесь перед НКО поставлена задача о систематической подготовке заявок на участие в грантовых конкурсах, организуемых Министерством национальной политики Республики Коми, Министерством экономического развития Республики Коми, администрацией г. Сыктывкар, Министерством регионального развития РФ, Министерством культуры РФ, ООО «Лукойл-Коми» и другими грантодателями.

• О создании республиканского Дома дружбы народов: концепция, Устав, штатное расписание.
Казавшаяся несбыточной в течении последних двадцати лет идея строительства в Сыктывкаре Дома Дружбы народов, в 2011-2013гг. воплотилась в реальный объект. На Доме идут отделочные работы. Если ДДН откроют в 2014г. то это будет символично для всей украинской диаспоры, т.к. это год 200-летнего юбилея Великого украинского Кобзаря Тараса Шевченка. Аналогов подобного строительства в России нет.

• Об информационном рейтинге национально-культурных объединений Республики Коми на сайте Министерства за 2 квартал 2013 года и планы на второе полугодие 2013 года.
Сегодня Миннац РК требует систематически направлять в министерство, ФУКЦ РК для размещения на сайты информацию о деятельности НКО, национальных праздниках и т.п.

• О предоставлении предложений в план работы на 2 полугодие 2013 года и на 2014 год.
Ещё год назад было достаточно представить в министерство перечень мероприятий. Но уже сегодня требуется План работы НКО на второе полугодие текущего года со сметами на проведение мероприятий. На 2014г. требуется перспективный План с обоснованиями для включения в повестку дня заседания комитетов по бюджету Государственного Совета Республики на 2014 год.

• О проведении Спартакиады между командами НКО Республики Коми.
В этом году пройдет II-я Спартакиада «народов республики». Прошлогодний опыт оказался удачным. В различных соревнованиях в общем приняли участие представители всех ведущих НКО.

• Об атрибутике национально-культурных объединений Республики Коми.
Не первый год Министерство национальной политики настойчиво ведет работу по формированию внешнего облика НКО. И сейчас снова поставлен вопрос об атрибутике национально-культурных объединений Республики Коми. НКО должны быть узнаваемы не только на слух, но и зрительно.

Александр Павленко
[email protected]